Итоговое сочинение как допуск к ГИА

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

ПОДДРОБНЕЕ ПО ССЫЛКЕ Итоговое сочинение 2021-2022уч.год

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;

  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

  3. «Композиция и логика рассуждения»;

  4. «Качество письменной речи»;

  5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения». Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно--доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №4 «Качество письменной речи». Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность». Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Результаты итогового сочинения (изложения) – «зачет» или «незачет» – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования...При поступлении в вузы сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. 
Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание муниципальными экспертными комиссиями должна завершиться не позднее чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки доставляются в РЦОИ РБ для последующей обработки. Результаты итогового сочинения вносятся в РИС и передаются в места написания сочинений (изложений). Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссий образовательных организаций, экспертными комиссиями. Увидеть результаты и осканированные бланки итогового сочинения можно в личном кабинете по номеру паспорта на официальном портале ЕГЭ: https://rcoi02.ru/gia11_result/
Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет. Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования результаты итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового сочинения прошлого года аннулируется.
21 апреля и 5 мая 2021 года выпускникам предоставляется возможность пересдачи. Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся и лица, не явившиеся на итоговое сочинение или не завершившие сдачу итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Телефоны горячих линий по проведению государственной итоговой аттестации:
- Министерство образования Республики Башкортостан 8(347)218-03-81, 218-03-28, время работы ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме выходных дней, перерыв с 13.00 до 14.00;
- отдел образования Администрации Орджоникидзевского  района городского округа город Уфа Республики Башкортостан: 8(347)264-71-87;
- МБОУ "Татарская гимназия 65": 8(347)265-55-44.

Документы, регламентирующие проведение итогового сочинения: 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 26.11.2020 № 1165 «Внесение изменений в приказ от 09.11.2020 № 1088 «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан в 2020-2021 учебном году»

Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 09.11.2020 № 1088 «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан в 2020-2021 учебном году»

Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан» (приложение к приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 27.11.2015 № 2303)

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 02.11.2017 № 1273 «О внесении изменений в Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкорстостан»

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 17.09.2020 № 902 «Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц» + приложение

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86

Методические рекомендации ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению), разработанные на основе анализа работГБНУ «Ф участников итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения). Приложение 2 к письму Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению (в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.09.2020 № 10-58-613/10-3039 в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению)

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.10.2020 г. № 10-683)

Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения) (в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.10.2020 г. № 10-683)

Материалы по подготовке к итоговому сочинению на сайте fipi

Плакаты "Итоговое сочинение и изложение"

Видеоролики об особенностях итогового сочинения (изложения) на сайте РЦОИ

Наверх