Версия для слабовидящих

Для первоклассников

Добро пожаловать в Татарскую гимназию!Уважаемые родители!Теперь вы - родители первоклассников! Пока ваши дети еще только учатся тому, как надо учиться, и еще не получают оценок и домашних заданий. Но вы уже можете познакомиться с будущим школьным дневником вашего первоклассника. Вы, наверное, завели бумажные дневники, в которые записываете расписание уроков и дополнительных занятий. Но у школы есть еще и электронный дневник. Для входа в него нужно подключение к Интернет-системе. После того, как учитель выдаст вам логины и пароли, Вам просто нужно будет их ввести в соответствующие поля здесь.

Безопасность ребенка по дороге в школу

…Никогда не ставь свою безопасность в зависимость от благородства другого человека… (Уилла Кадер)

Путь от дома до школы – важная часть обеспечения безопасности ребенка. Водить его в школу до выпускного Вы не сможете, да и нет в этом необходимости, если постараться этот путь обезопасить. Может быть, следует изучить новые правила, которые пока были не нужны.

Например, что означают цвета светофора, как уверенно пересечь широкую улицу, перейти проезжую часть между паркующимися автомобилями и, следовательно, научиться останавливаться не только у края тротуара. Как только станет известно, в какой именно школе будет учиться Ваш ребенок, найдите на схеме города самый короткий путь.

Потом пройдите сами по этой дороге и обратите внимание на опасные места:

- улицы, где машины двигаются с высокой скоростью;

- улицы с интенсивным движением;

- не оборудованные светофорами опасные переходы;

- отвлекающие внимание замечательные витрины или места для игр на противоположной стороне улицы;

- неприметные въезды на частные участки;

- злые собаки на земельных участках, расположенных вблизи дороги;

- нечетко огражденные, узкие тротуары или вообще отсутствие таковых;

Выясните, можно ли избежать этих опасных мест. Конечно, короткий прямой путь покажется Вам поначалу проще, но лучше все-таки попробовать обойти опасные места.

Когда путь в школу определен, пройдите его вместе с Вашим ребенком – и даже несколько раз – до начала школьных занятий. Сначала пройдите его так же, как Вы практиковались на маленьких отрезках: сопровождайте Ваш путь объяснениями, которые поначалу касаются только маршрута, чтобы Ваш ребенок научился поначалу ориентироваться: «Мы идем до перекрестка с телефонной будкой, остаемся на том же тротуаре и сворачиваем по направлению к булочной. Здесь по «зебре» мы переходим на другую сторону улицы».

Если Вы уверены, что Ваш ребенок хорошо изучил дорогу, правильно себя ведет и не отвлекается на всякие интересные вещи, позвольте теперь ему вести Вас. При этом необходимо хвалить всякое правильное действие, на ошибки указывать конкретно, не забывать о них и в следующий раз, вновь акцентируя на них внимание.

И помните: тренировка не должна быть ребенку в тягость. Если у него нет сегодня желания, попробуйте это сделать на следующий день.

Если Вы уверены, что ваш ребенок все прекрасно усвоил, отпустите его одного – но все еще до начала школьных занятий. Незаметно следуйте за ним на некотором удалении, так, чтобы Вы могли наблюдать. Если и теперь Вы заметите у него ошибки, попробуйте между делом поговорить с ним об этом.

Заблаговременно отправляйте ребенка в школу. Опоздание вызывает спешку, страх перед замечанием учителя, а это ведет к невнимательности на улице. Если он все же уйдет слишком поздно, дайте ребенку письменное объяснение для учителя и напомните, что в пути он не должен нестись сломя голову.

Подумайте об одежде. Дети в ярких вещах, контрастирующих друг с другом, будут лучше заметны водителям автомашин, и не только в темное время суток.


Личная безопасность ребенка

«Не относись ко всем с недоверием, будь со всеми осторожен и тверд» (Демокрит)

Безопасность ребенка в квартире

Основная опасность для ребенка в квартире – когда он один остается дома.

Чтобы во время Вашего отсутствия с ребенком не произошло ничего неприятного, запомните сами и объясните ребенку такие правила:

- на видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро с Вами связаться (ваша работа, мобильный, полиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи);

- постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки;

- выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон;

- уберите все предметы, которыми он может пораниться;

- проверьте, не оставили ли включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы;

- закройте окна и тщательно заприте входную дверь;

- уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и Вашему ребенку не будет страшно одному;

- если квартира расположена на первом этаже, зашторьте окна. а если кто-то стучится в окно, Ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: «Папа! Иди сюда!»

- при возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как Вы полностью назовете себя;

- не оставляйте на видных местах таблетки и другие лекарства;

- уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички;

- хранение оружия и боеприпасов в квартирах должно быть на законном основании с соответствующим разрешением. Хранить его нужно в должны знать только взрослые;

- научите ребенка правильно обращаться с телевизором, утюгом. Объясните, что лазить в розетки запрещено, а тем более засовывать в них посторонние предметы.

Безопасность ребенка в подъезде и лифте

Не менее важна безопасность ребенка на границе, между квартирой и улицей, то есть в подъездах, лифтах и на лестничной площадке.

Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей, хотя бы потому, что не готов к нападению извне, следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации.

Очень часто дети, не задумываясь над последствиями, открывают дверь, и даже если кто-то стоит на лестничной площадке, спокойно идут навстречу к незнакомцу. Покидая квартиру, дети часто оставляют ее открытой, мол, я быстро вернусь. Беззаботно выбрасывают мусор или забирают почту, когда у них за спиной кто-то появился. Садятся в лифт с незнакомыми людьми.

Расскажите ребенку, как надо действовать

- прежде, чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних;

- если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки;

- открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник;

- если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно;

- если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и убегай с криком «Пожар!» или «Горим!»

- не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там;

- если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сказав, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице;

- если ребенок еще недостаточно самостоятелен, чтобы ездить одному в лифте, провожайте его сами или просите пользоваться лестницей;

- если, ожидая лифт, ребенок заметил приближение постороннего, он должен повернуться к нему лицом и приготовиться к отражению нападения;

- кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице;

- если ребенок решил продолжать подниматься на лифте вместе с незнакомым, он должен стать лицом к вошедшему, заняв место рядом с дверью.

Безопасность ребенка вне дома

… Только те средства по обеспечению безопасности хороши, надежны и долговечны, которые зависят от вас самих и от вашей собственной энергии… (Николо Макиавелли)

Ребенок и посторонние люди

Первое, что стоит объяснить ребенку, это то, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.

- оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман;

- приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми;

- ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас; в крайней необходимости только с разрешения родителей;

- ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас;

- если вы не сможете прийти за ним в школу, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо;

- не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком;

- попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали; после этого обязательно обратитесь в полицию;

- если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей, крича «Это не мои родители! Я их не знаю!»

- чужому человеку нужно ответить односложно «Мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми людьми»; на любые другие высказывания он должен ответить «Я вас не знаю»;

- если с расспросами пристает человек довольно знакомый, но не близкий, не вхожий в ваш дом, рекомендуйте ребенку отвечать очень сухо «Здравствуйте, я очень спешу», на расспросы простой ответ «Я не могу вам сказать»;

- категорически запретите ребенку отвечать пьяным и цыганам.

Безопасность ребенка в общественном транспорте

Если путь лежит не близкий, подготовьте ребенка правильно путешествовать в автобусе, трамвае, троллейбусе.

- нельзя пытаться влезть в переполненный автобус;

- нельзя прислоняться к дверям;

- заходить нужно только в передние двери и садиться на место ближе к водителю;

- нельзя обходить автобус сзади;

- если ребенок проехал свою остановку или сел не на тот маршрут, нужно обратиться в первую очередь к водителю или кондуктору, а в метро – к полиции; объяснить, какая остановка или станция нужна и попросить направить в нужном направлении.


Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы

Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие - не очень, а какие - совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того, чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован. Схема может быть такая:

Шаг 1 Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним - незнакомый человек. Неважно, кто это - девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина. Если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково!

Шаг 2 Держим дистанцию ​​Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается, надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3 Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4 Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.

Рассмотрим пример.
- Здравствуй, девочка!
- Здравствуйте. (оценка ситуации: человек - незнакомый; держим дистанцию ​​- отходим от него на 2 метра)
- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение ...
- Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор)
Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место - должны быть отработаны в разных вариациях на практике.


Что может говорить незнакомец?

Незнакомый мужчина:

1. Котенок забрался в трубу , у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.

2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.

3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?

4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз - купить куртку. Поможешь мне померить куртку в магазине?


Незнакомая Женщина:

5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.

6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.

Симпатичная девушка 18-ти лет:

7.Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.

8. Мальчик, ты же меня не боишься, Помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?


И так далее. Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые. А еще лучше - сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи. Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.


Дополнение к статье. Если ребенок не научится выполнять второй шаг - отбегать на безопасную дистанцию, до четвертого дело может не дойти. Если незнакомец успеет подойти слишком близко, он может просто схватить ребенка (что делать ребенку, если его схватили - поговорим позже). Сразу убегать можно (по идее, так и нужно делать), но так поступают подготовленные дети, которые за долю секунды понимает, что к ним подошел именно незнакомец, от которого нужно держаться подальше. Обычный ребенок инстинктивно вслушивается в то, что говорит ему посторонний человек, который может, продолжая говорить, стремится подойти к ребенку. Поэтому добавляются 2-й и 3-й шаг. Ребенку необходимо время для осознания того, что происходит. И лучше это осознание производить, находясь на безопасной дистанции.

Что касается того, что дети могут стесняться отбегать - здесь нужно поговорить с ребенком и выяснить, что для него комфортнее - разговаривать с незнакомцем, находясь "на расстоянии вытянутой руки" или на расстоянии 2 3 метра. Дети выбирают последнее и начинают репетиции. Опыт занятий показывает, что дети быстро отрабатывают этот элемент и проводят его стремительно и уверенно.

Еще один аргумент в пользу отработки предлагаемой схемы - не так часто к ребенку подходит незнакомец. Раз-два в месяц можно и "стартануть". Взрослым, кстати, тоже полезно держаться от подозрительного незнакомца на безопасной дистанции, так что навыки, приобретенные ребенком, пригодятся ему в течение всей его долгой и безопасной жизни.

(Материал подготовлен по книге М.Филимонова "Безопасность вашего ребенка")


Что предпринять, если ребёнок отказывается делать уроки?
Очень часто учителя слышат от родителей: «Ребёнка не заставить сесть за уроки. Каждый день из-за этого скандалы, слёзы. Во время выполнения домашних заданий он часто отвлекается, иногда обманывает, говорит, что ничего не задано...» В чём тут дело? Причин может быть несколько.
Во-первых: если ваш ребёнок отказывается заниматься каким-нибудь одним предметом, например русским языком, скорее всего он испытывает объективные трудности, связанные с изучением именно этого предмета. Чем быстрее вы выясните, что непонятно ребёнку, где у него пробелы, чем быстрее устраните их с помощью дополнительных занятий, тем легче он справится со своими отрицательными эмоциями по отношению к данному предмету. Помните: школьнику нравятся те учебные предметы, которые доступны для его понимания. Поэтому ваша задача — не допускать никаких пробелов в знаниях!
Во-вторых: иногда причиной отказа от выполнения домашних заданий является страх неудачи. Не всё получается в школе, дома мама постоянно ругается и кричит — страх мешает сосредоточиться, и от этого получается ещё хуже. Школьник на грани отчаяния, на грани нервного срыва. В такой ситуации ваша задача — не скупиться на любовь, запастись терпением. Помогайте сыну или дочери готовить уроки, добейтесь хотя бы незначительных успехов, чтобы ребёнок обрёл уверенность в своих силах.
В-третьих: некоторые дети, не садясь за уроки, тем самым пытаются привлечь к себе внимание родителей. Таким детям не хватает вашей любви. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что плохие отметки, непослушание — это способ вызвать беспокойство взрослых. Тут угрозы и наказания бесполезны. Обратите на своего ребёнка внимание, окружите его теплом и заботой, даже если вам кажется, что он получает их с лихвой.
В-четвёртых: обыкновенная лень, отсутствие чувства ответственности. Очень важно внушить ребёнку, что приготовление уроков — это его обязанность, даже, можно сказать, работа, что он учится не для мамы с папой, а для себя. Пусть несколько раз сходит в школу с невыполненным домашним заданием, почувствует последствия собственной безответственности. Это гораздо эффективнее, чем вы по сто раз в день будете напоминать школьнику про уроки. Жёстко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы»: да, домашние задания — это дело ребёнка, и он волен выбирать, готовить их или нет, но за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать школьника каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным.



Как воспитать у ребёнка любовь к чтению? Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.

ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!

Ребёнок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребёнку перед сном. После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребёнком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.
Вот ещё несколько советов, которые помогут вашим детям подружиться с книгой:
1. Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться малышу как самые счастливые. Но не пропустите момента, когда книга должна перекочевать из ваших рук в руки малыша. Этот переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.
2. Если ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посоветуйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.
3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.
4. Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.
5. Собирайте домашнюю библиотеку!

!РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.


Как правильно делать замечания ребёнку?
Замечания бывают разные. Можно с раздражением крикнуть: «У тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» Такое замечание ничему не научит ребёнка, а лишь отдалит его от вас.
Замечания-приказы развивают в ребёнке боязливость, чувство неуверенности в своих силах. Он станет выполнять всё из страха перед вашим гневом.
А ведь можно сказать и по-другому: «Я устала, наведи, пожалуйста, порядок в комнате сам». Такая фраза будет расценена ребёнком не как приказ, а как просьба близкого человека.
Дети, как и взрослые, очень болезненно относятся к критике. Грубое резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе, разрушить доверительные отношения.
Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему вы просите ребёнка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к родителям. Забота о своих близких не должна превращаться в повинность, обязанность.